Войдя в мир электронной коммерции, предстоит принять множество решений, которые могут оказать реальное влияние на то, удастся ли добиться соответствующей конкурентоспособности и выделиться среди множества компаний, присутствующих на рынке. Соответствующий уровень взаимодействия с пользователем — весь пользовательский опыт и взаимодействие с интернет-магазином является ключом к успеху.
Для этого необходимо учитывать ряд факторов — например, проблемы с навигацией по сайту. Насколько быстро, удобно и интуитивно тот или иной пользователь сможет просматривать предложения на сайте, не будет иметь значения в статистике продаж. Чем шире ассортимент, тем важнее сокращение множественных, хаотичных и сложных исследований предлагаемых товаров или услуг. Одно из самых популярных решений сегодня — это фасетная навигация — что это такое и чем она может быть полезна?
Фасетная навигация предназначена для упрощения и сужения поиска на веб-странице с помощью дополнительной системы фильтрации по определенным атрибутам. Пользователю не нужно вводить конкретную фразу, он имеет возможность находить коллекции, то есть товары с указанными общими характеристиками — например, цвета, размеры, ценовые диапазоны, используя обширное меню. В чем главное преимущество? Потенциальный клиент избегает бесконечной, надоедливой прокрутки страницы за страницей, проверки новых, неинтересных предложений, экономит свое время и силы, чтобы найти только то, что ему нужно, что, естественно, имеет гораздо больше шансов, что он решит купить и останется доволен. Это особенно важно, когда пользователь использует мобильное устройство (которое сегодня является популярным решением), имеет ограниченное пространство на экране и часто более медленное интернет-соединение. Ожидания электронных потребителей растут, эффективность веб-сайта и удобный интерфейс теперь имеют большое значение. Это также функции, продвигаемые Google, отсюда и другое, не менее важное преимущество — правильная индексация страницы в поисковой системе.
Несомненным преимуществом является также возможность сбора более точных аналитических данных — отслеживая повторяющиеся действия по фильтрации, владелец электронного магазина может тщательно изучить потребности и ожидания клиентов и, таким образом, более эффективно расширять или изменять свое предложение.
Типы навигации
Зная, что такое многогранная навигация и какие преимущества она может принести, следует обратить внимание на другие доступные решения, которые не менее важны при разработке профессионального веб-сайта. Как еще можно облегчить пользователю навигацию по веб-сайту и поиск определенных подстраниц, вкладок или содержимого? Можно сосредоточиться, например, на таких аспектах, как: глобальная навигация — как следует из названия, это общий, постоянный набор элементов навигации: основные разделы или страницы веб-сайта, обычно размещенные в виде меню по горизонтали вверху или по вертикали, слева в виде боковой панели. Независимо от того, где этот набор элементов навигации расположен, следует помнить, что это своего рода база данных локализации, которая напоминает, что пользователь все еще перемещается в рамках одного и того же веб-сайта, поэтому она должна быть на каждой подстранице, чтобы пользователь имел постоянный доступ к набору ссылок, а также может сбросить путь в данном сеансе.
Глобальная навигация также дает представление о размере и сложности сайта. Локальная навигация, также известная как дочерняя, помогает обнаружить, что находится поблизости, это своего рода расширение глобальной навигации. Благодаря этому пользователи получают доступ не к основным структурным элементам веб-сайта, а к элементам более низкого уровня в рамках выбранной категории (подкомпоненты, подразделы). Для примера можно взять раздел интернет-магазина «книги», из которого разрабатываются последующие подстраницы, такие, как "художественная литература", "документальная литература" и так далее.
Обычно локальная навигация проектируется горизонтально или вертикально в верхнем или боковом меню, что помогает получателю точно определить, где он находится, удобно перейти на домашнюю или дочернюю страницу и понять структуру страницы. Примерный путь хлебных крошек находится, например, в интернет-магазине: "главная" -> "категория" -> "подкатегория" -> "товар". Навигация по хлебным крошкам хорошо работает для небольших веб-сайтов, где количество подстраниц в данном сеансе не слишком велико.
Существует три основных типа: на основе пути, на основе местоположения и на основе атрибутов. Контекстная навигация — опять же, как следует из названия — зависит от контекста, создает прочную связь между смыслом текста и связанными страницами — может относиться к аналогичным страницам на том же уровне сайта, но также и к другим, внешним. Контекстная навигация используется в форме встраивания в строку содержимого (часто в виде текстовой ссылки), а также в конце или сбоку текста, она часто позволяет пользователю расширить или уточнить информацию и, например, легко перейти на тематически связанную страницу.
Какая навигация подойдет для магазина, блога и других типов веб-сайтов? Как тогда лучше всего подготовить интуитивно понятный интерфейс, который сможет побудить пользователей сети к частому посещению сайта? Когда лучше всего использовать фасетную навигацию?
В первую очередь следует тщательно проанализировать целевой контент, тип и структуру того или иного веб-сайта. Важно, сколько информации нужно учесть, какой контент будет преобладать, какова его цель. Не менее важно изучить потребности и привычки целевых пользователей — чтобы группировка сайта и всех систем навигации оказалась максимально простой и удобной. Если, например, планируется проект интернет-магазина с богатым ассортиментом, основная цель должна заключаться в том, чтобы пользователь не был ошеломлен ассортиментом и разнообразием товаров и мог удобно его проверить в зависимости от потребностей, отсюда и популярность фасетной навигации в таких случаях. Это будет выглядеть иначе в блоге, где, например, публикуется различный, тематически связанный контент — здесь к нему стоит обратиться, например, к решениям, связанным с контекстной навигацией. Такие естественные ссылки, содержащие ссылки, например, на другие веб-сайты, также имеют большое влияние на позиционирование. Если создать веб-сайт-визитку, на котором будет представлена только самая важная информация о компании, будет работать простая система иерархии контента, ориентированная на несколько основных вкладок и интересное меню, размещенное на видном месте на сайте. Необходимо рассматривать навигацию по-разному в каждом отдельном случае: идет речь о мобильном приложении, информационным или развлекательным сервисом и так далее. Однако каждый раз следует руководствоваться тем, чтобы сайт был максимально удобным для пользователя.